Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Школьный музей

Музей как культурно-образовательная ниша школы
Страничка директора музея Чистякова Ю.П.

Из истории школы

Первые сведения о тех землях, где сейчас находится наша школа, появляются в конце семнадцатого века. Согласно шведской карте 1698 года в этих местах находились две деревни: Усадисе (Усадище) и Вралофсина (Враловщина).

В 1720 году архитектор Земцов построил для царевны Анны Петровны (дочери Петра) на берегу Фонтанки Итальянский дворец, от которого до самого Лиговского проспекта тянулся Итальянский сад с оранжереями и парниками. Своей южной частью он примыкал к участку нашей школы.

В середине XVIII века здесь находились деревянные постройки, а век спустя уже появились каменные дома, которые принадлежали купцу Лопатину. Здания несколько раз переходили от одних хозяев к другим.

18 октября 1907 года Высочайшим повелением Императора был одобрен проект постройки здания панорамы «Голгофа» во дворе дома № 100 по Невскому проспекту. Через пять лет товарищество «Григорий Бененсон» устроило в круглом дворовом здании кинематограф, который тогда именовался «Люкс». Чудо кинематографа вызвало при своем появлении на свет волну восторгов, сеансы охотно посещались публикой. Но всё же с 1914 года кинотеатр оказался в тени появившегося в доме № 100 другого увеселительного заведения. Это был популярный "Театр Лин", где давались оперетты, фарсы, танцевальные и цирковые номера.

Кроме того, притягивал публику Skating-ring: так назывались тогда крытые катки для роликовых и обычных коньков. Работал он ежедневно с десяти утра до одиннадцати вечера, а трижды в неделю для катающихся играл оркестр. 

Наступил 1936 год. Каток закрыли, появился забор, а за ним выросли строительные леса и подъемные краны. Всего за несколько месяцев было построено здание школы. В тот год, год массового строительства, в Ленинграде открылось около 100 новых школ.

1 сентября в школе №2 (с 1938 года – №207) зазвенели веселые голоса детей. Первые ученики пришли из других школ района, где классы были переполнены. Потом начали прибывать дети репрессированных родителей, нередко из других городов. И, наконец, классы заполнили ребята в одинаковых платьях и костюмах – воспитанники ближайшего латышско-польского детского дома, располагавшегося в здании современной гостиницы «Невский палас».

Первым директором школы стал Седлецкий Иван Васильевич. Среди первых учителей с особенной теплотой и благодарностью бывшие ученики вспоминают Быкову Аду Альфредовну (учителя русского языка, завуча школы), Смирнова Михаила Николаевича (учителя математики), Сухорукову Марию Николаевну (учителя русского языка), Носову Наталью Иосифовну (учителя начальных классов), Подвязникову Пелагею Алексеевну (учителя физики), Ценера Эрнеста Георгиевича (учителя немецкого языка), Потапову Екатерину Абрамовну (учителя химии).

Своих первых учеников школа выпустила в 1939 году. Аттестат №1 с золотой каёмкой был вручен Гольданскому Виталию Иосифовичу, который впоследствии стал выдающимся учёным в области химической физики, лауреатом Ленинской и Государственной премий.
На долю выпускников первых трёх лет выпали тяжёлые военные испытания. Им пришлось прервать учёбу в институте и защищать Родину. Многие из них погибли. Среди них Юрий Ильменков, Лиза Петрова, Геннадий Трошин, Виктор Бодин, Виктор Слесарчук и другие.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 8 сентября Ленинград оказался в кольце блокады. Но жизнь в городе продолжалась. В нашу 207-ю на место тех, кто успел эвакуироваться, пришли ребята из соседних школ, переоборудованных под госпитали.

Занятия начались на месяц позже — 1 октября. Света и отопления не было. Уроки проходили на первом этаже, в помещении физкультурного зала (сейчас там находится столовая), который шкафами и фанерой был разделен на несколько «классов». Учебники имелись только по основным предметам — русскому языку и алгебре. Тетрадей не было почти ни у кого, ребята писали на полях журналов и газет. Часто уроки прерывались воем сирен, взрывами бомб. И тогда все спускались в бомбоубежище соседнего дома, продолжая заниматься при коптилках — маленьких фитильках в баночках из-под гуталина.

Детей в школе кормили — давали несладкий чай, булку, а иногда и жидкий супчик, в котором плавали кусочки овощей, выращенных на грядках во дворе школы. Для иных этот источник питания был единственным, поддерживающим их жизнь. И они жили. А если вдуматься — каждый день совершали подвиг. И дети, которые, падая от истощения, каждый день шли в школу, и учителя, которые ежедневно давали уроки и ставили оценки в привычные школьные журналы.

Эмилия Лумельская вспоминает самое страшное впечатление тех лет. Она сидела за одной партой с весёлой девочкой Машей, которая никогда не унывала и поддерживала склонную к грусти Милу. Но в этот день грустной была сама Маша. Часто ложилась головой на парту. На одном из уроков после звонка Маша не поднялась с парты. Оказалась, умерла. Потом такие случаи стали привычными…

В конце января 1942 года в некоторых классах осталось по два-три человека. Но ребятам было некогда жалеть себя и сетовать на судьбу. Они чувствовали себя частью сражающегося народа: тушили зажигательные бомбы, помогали друг другу, соседям, просто прохожим. Девочки, чтобы поддержать мальчиков, которым приходилось тяжелее всего, отдавали им часть своего крошечного пайка. В десятом классе была создана тимуровская команда: тимуровцы носили с Фонтанки снег, растапливали его и готовили чай для жильцов трех квартир в доме на углу улицы Марата и Невского проспекта, отоваривали их карточки. Там уже никто не вставал с постелей, и люди были благодарны, за то, что им раз в сутки приносили необходимую воду и кусок хлеба.

Вопреки всему, в 1942 году состоялся блокадный выпуск из двенадцати учеников. Ребята успешно сдали экзамены, а четверо из них даже получили аттестаты с золотой каемкой за отличную учебу.

Некоторое время школа была «законсервирована», а в 1944 году снова распахнула свои двери. В стране ввели раздельное обучение мальчиков и девочек, и в течение десяти лет (до 1954 года) 207-я школа была мужской.

В школе всегда был хороший хор. Выпускники 50-х годов вспоминают, как интересно проходили школьные вечера, как они со своей учительницей Куликовой Л.Ф. не раз занимали первые места на районных и городских конкурсах хорового пения. Школа и сегодня гордится своим хором, которым уже более тридцати лет руководит учитель музыки Широколобова Валентина Ивановна.

В начале 60-х годов 207-я стала школой с углубленным изучением английского языка. В Куйбышевском районе она была единственной, имеющей такой статус. Английский язык изучался не только на уроках, количество которых заметно увеличилось, но и во внеклассной работе. Спектакли на английском языке, поставленные на школьной сцене под руководством учителей Ландарской Елены Владимировны, Мироновой Валентины Борисовны, Чистяковой Нины Николаевны, помнят многие поколения школьников.

За свою историю школа выпустила более 6 тысяч человек, более 300 из них получили золотые или серебряные медали. Многие выпускники стали учёными, защитили кандидатские и докторские диссертации. В их числе Лапин Изяслав Петрович (доктор медицинских наук, профессор), Меньшиков Лев Николаевич (ученый-востоковед, автор более 200 научных работ), Антипин Мавр Васильевич (доктор технических наук), Рымкевич Андрей Павлович (кандидат физико-математических наук, автор школьного задачника по физике). Особое место занимают двое – всемирно известные академики: Гольданский Виталий Иосифович и Бехтерева Наталья Петровна, заложившая основы фундаментальных исследований в области физиологии мозга человека.

Среди выпускников достаточно много деятелей культуры: Чепурнов А. (поэт), Донскова Л. и Бушуева Г. (режиссёры театра кукол), Пицхилаури Георгий (актёр), Горбунова Ольга (певица), Выгодский Рувим (диктор Всесоюзного радио в послевоенное время), Баконина Марианна (тележурналист)…

Многие учителя школы были удостоены высоких правительственных наград, семь человек получили звание Заслуженный Учитель: Подвязникова Пелагея Алексеевна (учитель физики), Шаповалова Мария Ивановна (учитель русского языка), Носова Наталья Иосифовна (учитель начальных классов), Григорьева Ольга Петровна (учитель биологии), Басова Светлана Семёновна (учитель географии), Шептовицкий Сергей Михайлович (учитель математики), Миронова Валентина Борисовна (учитель английского языка).